avatar stroitel

Строительство



подробнее...

Следить за персональным блогом


Автоматизированная система Промышленная безопасность и охрана труда

Обновления главной ленты блогов
Вконтакте Facebook Twitter RSS Почта Livejournal
Внимание

На нашем портале можно бесплатно публиковать информацию о своей компании, размещать товары и услуги и цены на них.
Ведите свой личный или корпоративный блог и его ежедневно увидят 30 тысяч посетителей нашего сайта.

05 августа 2018, 20:14

Чуйский тракт: история одной дороги


Чуйский тракт: история одной дороги

Автор: Станислав Донин

Другие отечественные автодороги не имеют посвященных им музеев. Общего музея дорожного дела в России тоже нет. Поэтому мы и решили рассказать об уникальном собрании экспонатов по истории строительства уникальной федеральной автодороги Р-256 (Новосибирск-Барнаул-Горно-Алтайск-граница с Монголией), которая и сегодня известна как Чуйский тракт.

По вьючной тропе — к автобану

Чуйский тракт – древняя дорога, известная еще из китайских летописей трехтысячелетней давности. В китайских источниках она именовалась торговой дорогой к юэчжам так называли тогда в Китае скифские племена, обитавшие на севере от Китая. По мнению ряда историков, эта тропа была одним из ответвлений Великого Шелкового Пути. Территория Горного Алтая с давних пор привлекала внимание русских купцов и промышленников. Она интересовала их не только как рынок сбыта товаров, но и как важный район транзита, через который велась торговля с Монголией, Китаем и другими азиатскими странами.

Стоит сказать, что сферы торгового влияния формировались в зависимости от путей сообщения, связавших отдельные центры торговли с их выходами на Россию. В то время в сферу влияния Западной Сибири входили Илийский край, тяготевший к Семипалатинску и Омску, Кобдинский район, связанный Чуйским трактом с г. Бийском Алтайского округа Томской губернии, и западная часть Улясутайского округа, также тяготевшая к Бийску.

Чуйский тракт: история одной дороги

Несмотря на это, до 1870 года Чуйский тракт представлял собою узкую вьючную тропу, улучшенную лишь местами. В путевых заметках XIX века отмечается, что дорога была очень вязкой и топкой — а в период распутицы и вовсе становилась непроходной. Для поддержания дороги крестьяне рубили леса, препятствовавшие высыханию, выкорчевывали пни, срывали кое-где косогоры, укрепляли грунты и т.д. В 1893-1894 годах детальное исследование Чуйской тропы, с целью переустройства её на колёсный путь на всём протяжении, провёл военный инженер Вараксин, предложивший ряд вариантов обхода бомов (бом – местное название отвесных скал, уходящих в пропасть). Впрочем, из-за высокой стоимости работ этот проект не осуществили. Первые ассигнования на исправление вьючного пути последовали в 1900 году. В результате проведённых работ по строительству мостов, труб, подпорных стен, установки надолб, устройству паромных переправ в 1903 году был открыт путь от Бийска до Кош-Агача для колёсного движения на двуколках алтайского типа.

Чуйский тракт: история одной дороги

Бригада проектировщиков Чуйского тракта

Чуйский тракт: история одной дороги

Алтайская двуколка

Однако началом возрождения Чуйского тракта считается 1922 год, когда по составленному Бийским отделом государственных сооружений плану строительно-ремонтных работ в районе Кош-Агача был сооружен деревянный мост через реку Чуя и приведен в проезжее состояние отрезок пути от Бийска до Верх-Комары протяженностью в 110 км. В 1923 г. по Чуйскому тракту в недавно образовавшуюся Монгольскую Народную Республику прошли первые торговые караваны с советскими грузами. Основными товарами еще малого по объему грузооборота, который осуществлялся только летом, являлись чай, выделанная кожа, металлические изделия, ткани, панты марала. Это было началом торговых связей, которые советское правительство посчитало перспективными, и тракт был признан дорогой государственного значения.

В 1926 году был составлен план развития Чуйского тракта, и финансирование работ по приведению трассы, как сейчас принято говорить, в нормативное состояние существенно возросло. В начале 1932 г. межведомственные склоки относительно вариантов трассы новой дороги привели к тому, что в полемику вмешался Совет Народных Комиссаров и ВЦИК РСФСР. Советское правительство специальным Постановлением от 26 сентября 1932 г. потребовало от властей Сибкрая и Ойротского облисполкома расследовать причины совершенно недопустимой, граничащей с вредительством волокиты в строительстве правобережного варианта, привлечь виновных к суровой ответственности и немедленно ускорить работы. С этого времени дорожные работы велись под лозунгом Создадим социалистический шоссейный тракт.

5 июля 1933 г. согласно постановлению правительства по Народному Комиссариату Внешней торговли СССР за № 333 Чуйский тракт стал считаться военизированным с введением в действие устава о служебно-трудовой деятельности рабочих и служащих, которые приравнены к славным бойцам Красной Армии в условиях мирного строительства социализма. И начиная с осени 1933 г. главной рабочей силой ударной стройки стали заключенные 7-го отделения Сибирских лагерей (Сиблаг).

Много хлопот доставляли паромные переправы через реку Катунь между бомом Кор-Кечу и с. Иня, где часами стояли машины и подводы. Необходимо было строить мосты или пробивать скалы и вести тракт в обход, и это было решено сделать. Около трех месяцев непрерывно грохотали мощные взрывы… Объем скальных работ, проделанных заключенными вручную, превысил 100 тысяч кубометров, а объем кладки подпорных стенок 24 тысячи кубометров. 23 мая 1933 г. по участку тракта около трех километров, проложенному сквозь скалы, уже могли проходить первые машины, — вспоминает шофер-ветеран тракта Б.А. Ялунин.

Чуйский тракт: история одной дороги

Чуйский тракт: история одной дороги

В феврале 1934 г. заключенными были начаты работы на строительстве крупнейшего в СССР понтонного наплавного моста через Бию, движение по которому было открыто 12 июня того же года. За досрочную сдачу объекта начальник строительства Вишневский был удостоен премии в 1000 руб., велосипеда и почетной грамоты. Такими же наградами были удостоены начальник 7-го отдела Сиблага Волков, а также начальник строительства моста П. Соловьев. А Год спустя было успешно завершено начатое в 1934 г. сооружение первого в мире двухкабельного висячего моста у с. Иня, спроектированного Цаплиным.

За рейс машину раза три-четыре перегрузишь, чтобы из грязи выбраться. — продолжает Борис Ялунин. — А зимой – холода, буран. Снег так утрамбует бураном, что лопата не берет, а ехать – машина проваливается. Без семифунтовых валенок, руковиц-мохнашек, без собачьей дохи – верная гибель. Ездили сутками! Заглушишь машину – это все равно, что помереть. Заглушишь, а ее потом заводить неделю надо. Она так и шла на газу, чтобы только двигаться. Если воду слил и встал, то к утру масло в коробке и мостах берется намертво, и надо все это разогревать. Разогрел на пяти кострах, поехал. От Кош-Агача до Черной речки едешь на первой скорости, и резина начинает лопаться и отваливаться шашечками, колесо-то замерзло и стучит. А от Маймы до Бийска по грязи ехали сутки! Весна и осень – самая трудная пора для шоферов была. На Бабушкиной заимке в дожди по неделе сидели. Пешком по колено в грязи лезли до Черги. До Ташанты и обратно в 33-м году месяц ездили! Но считали, что это нормально.

В 1938 г. в связи с возрастанием грузооборота начата капитальная реконструкция тракта: выпрямление отдельных участков, расширение и улучшение проезжей части, его гудронирование, замена и ремонт старых мостов. И в годы войны эта работа не прекращалась, когда были расширены и реконструированы участки на бомах Ак-Тарлаган и Белый. Статус федеральной трассы дорога получила в 1961 году. На тот момент она уже была построена и подрядные организации лишь поддерживали ее в нормативном состоянии. С января 2018 г. М-52 меняет обозначение и сегодня это федеральная трасса Новосибирск-Барнаул-Горно-Алтайск-граница с Монголией (Р-256) — или Чуйский тракт.

Чуйский тракт: история одной дороги

На сегодняшний день протяженность трассы от Новосибирска до границы с Монголией составляет 968км. Историческая часть дороги составляет 630 км, она берет свое начало от Бийска и заканчивается на госгранице с Монголией. Перед написанием данных строк автор статьи проехался по этой дороге. Новая часть трассы от Новосибирска до Бийска особой примечательностью не отличается. Все красоты, ради которых приезжают туристы, находятся на исторической части маршрута. Дорога, которая имеет для всего региона жизненно важное значение и отметит в 22-ом году свое 100-летие, начинается с нулевого километра — на котором расположен единственный в своем роде музей Чуйского тракта.

Экскурсия по дороге в тысячу км

Попытки создания музея Чуйского тракта предпринимались не один раз. В фондах Бийского Краеведческого Музея им. В. В. Бианки хранится переписка, датированная 1936 г., о создании экспозиции по истории строительства Чуйского тракта — между первым директором музея и начальником строительства дороги Вишневским Н.В. К сожалению, в начале 1990-х старый музей был утрачен.

В основу первой экспозиции музея нового музея, открытого в 1992 г., легли раритетные предметы: карты, изготовленные В.Я Шишковым, известным советским писателем, разработчиком правобережного Катунского варианта Чуйского тракта. Также в Управлении Чуйского тракта долгое время хранились топоприборы, которыми пользовались техники-изыскатели Томского округа путей сообщений.

Чуйский тракт: история одной дороги

Чуйский тракт: история одной дороги

Источник: http://rcmm.ru/dorozhnoe-stroitelstvo/43480-chuyskiy-trakt-istoriya-odnoy-dorogi.html